”Я не жалею, что выбрала ВШЖ вместо магистратуры в области журналистики. Вот почему...”
Она – одна из выпускниц, пришедших в ВШЖ уже зная, каким именно она хочет видеть свое будущее. Это произошло весной 2013 года, когда, получив диплом лиценциата в области журналистики, она почувствовала, что нуждается в практической подготовке, чрезвычайно необходимой для начинающего журналиста. Между магистратурой и курсами в Высшей школе журналистики она выбрала второе. Она подала документы, и в сентябре 2013 года стала одним из студентов восьмого выпуска ВШЖ.
Сегодня Наталья Сергеев – корреспондент Радио Свободная Европа в Кишиневе, и 2016 год принес ей один из первых трофеев в ее журналистской карьере – Первое место в молодежной категории конкурса ADAMI Media Prize 2016 за фильм «Поколение эмиграции», снятый вместе с продюсером и оператором Алексом Блумбергом в рамках проекта «Просто» производства Радио Свободная Европа. Фильм обращает внимание на явление миграции в Молдове, рассказывая истории о трех молодых людях, вынужденных покинуть свою низкооплачиваемую работу дома и уехать за границу в поисках лучшей жизни.
Мы попросили Наталью рассказать свою историю успеха, но молодая журналистка пришла с другим «предложением», оригинальным, – рассказать о том, как она сделала свой выбор, и указать семь причин, по которым она решила учиться в Высшей школе журналистики. Мы предлагаем и вам узнать о них.
- Преподаватели ВШЖ – потенциальные работодатели. Я даже работала со своим бывшим преподавателем (и фактически и нынешним, потому что я продолжаю у него учиться), Василе Ботнару. Тот факт, что вместо того, чтобы посылать резюме, его можно написать на Facebook менеджеру, который знает, что преподавал тебе, – ценное преимущество на рынке труда.
- Преподаватели даже не «преподаватели» в классическом смысле этого слова. Это я их так называю по «школьной» привычке. Они, по сути, инструкторы, и с некоторыми вы даже можете выпить по бокалу пива в городе. Некоторые могут стать и личными наставниками, если вам повезет. Конечно, это возможно и в университете, но в университетской аудитории все же другая динамика авторитета. Кто-то всегда стоит впереди и кто-то другой всегда слушает...
- Во время обучения журналистике ты уже в некотором роде работаешь в редакции СМИ. В одном выпуске Школы довольно мало студентов, по сравнению с группой в университете, – около 13-15 человек. Примерно столько человек работает в редакциях некоторых СМИ. Это учит нас работать в коллективе, что не так просто, как кажется.
- Ты находишься в пространстве, где большинство коллег действительно хотят в будущем заниматься журналистикой. Мои слова могут показаться странными, но когда большинство коллег из университета видят себя в других сферах деятельности, трудно оценить собственные способности, и особенно свой прогресс. Чем сильнее люди, с которыми ты работаешь, тем сильнее становишься ты.
- Ты будешь выезжать на места событий. В дождь, ветер и мороз. Я уверена, что без испытания работой на местах событий сложно стать журналистом, даже если ты магистр, доктор наук или имеешь любую другую ученую степень. И чем скорее ты это попробуешь, тем лучше. Но это только мнение, сравнить мне не с чем.
- Ты будешь жить в ритме, подобном редакции СМИ. Соблюдать сроки, день за днем... Да, уделять много времени одному материалу (или диссертации) – хорошо, тогда получаются лучшие работы. Однако в действительности у вас редко будет такая возможность. За то короткое время, которое мне давали на создание одного материала, я часто писала посредственные статьи. Проблема в том, что времени всегда слишком мало, даже когда работаешь «официально». Я начинаю думать, что всю жизнь придется работать только для того, чтобы постепенно повышать свой уровень «посредственности». Это если ты не сменишь сферу деятельности.
- Если тебе очень повезет, ты найдешь настоящих друзей. Во время учебы, какой бы она ни была, есть шанс завязать надежные дружеские отношения. Но учеба на магистратуре, думаю, во многом одинокая работа... Зато в Высшей школе журналистики учебная программа составлена таким образом, что командная работа становится повседневной жизнью. С кем-то (потому что одному страшно) ты едешь в Тирасполь чтобы сделать репортаж, с кем-то еще до позднего вечера создаешь макет газеты, другие коллеги защищают твою работу перед преподавателями, которые несколько минут назад ее беспощадно раскритиковали... В ВШЖ ты проходишь много испытаний, которые показывают, чего стоишь ты и те, с кем ты учишься. В моем случае, эти связи не были утрачены после окончания учебы или изменения сферы деятельности. И в этом, вероятно, основная причина, почему я рада, что выбрала ВШЖ вместо магистратуры.