”В Высшей школе журналистики я научилась правильной журналистике, так что теперь никто не сможет упрекнуть меня в том, что я не была корректна”

Она влюблена в радио. Закончила факультет журналистики и еще со студенческой поры начала заниматься журналистикой в расследовательском еженедельнике Ziarul de Garda. В 2010 г. была удостоена „Яблока” как лучшая радио журналистка, а с недавнего времени она является инструктором по радиожурналистике. Речь идет о Диане Рэйлян, корреспонденте Радио Europa Liberă и выпускнице ВШЖ.

Вопрос: Уверен, что у каждого студента есть своя история о том, как он попал в  Высшую школу журналистики (ВШЖ). Какая у тебя история?

Ответ: О ВШЖ я услышала в ролике на радио, еще на первом курсе. Я понимала, что если я хочу поступить в эту Школу, то сначала должна закончить университет. Каждый год, пока я училась на факультете, все время думала, ну вот еще два года осталось, еще один год... еще чуть-чуть и мне выпадет шанс попасть в ВШЖ. Затем?... Я подала заявление и пришла на интервью. Божe, когда я вспоминаю про это интервью, то до сих пор волнуюсь, ведь там были самые лучшие журналисты: Вaсилe Бoтнару, Aлина Раду, Лилиана Вицу. Это было такое испытание для меня! В то время у меня была глупая привычка на каждом шагу произносить „нa”. И как сейчас помню, Василе Ботнару меня спрашивает: „нa” это от румынского „нa” или от русского „нa”?... Это был великолепный опыт. Вот так я и попала в Высшую школу журналистики

Вопрос: Ты училась журналистике и до того, как поступить в ВШЖ (факультeт и непростая работа в Ziarul de Gardă),практически ты была, так сказать, сформировавшимся журналистом. Зачем тогда тебе надо было поступать еще и в ВШЖ?

Ответ: Я отправилась в Ziarul de Gardă и мне посчастливилось устроиться туда. Я была уверена, что только в печатной прессе журналист может достигнуть какого-то результата. После этого я поняла, что мне еще надо многому учиться. Чтобы понять, какой тебе нужно пить чай каждый день, ты должен испробовать разные чаи (с бергамотом, с жасмином, с мятой и т.д.). И чтобы лучше это понять, надо попробовать как можно больше сортов. Между тем именно в ВШЖ мне представился шанс попробовать все – радио, TВ, печатную прессу, oнлайн-ресурс, чтобы я могла понять, что мне больше по душе. И если мы продолжим говорить образами, то те, кто предложил мне разные сорта чая, были лучшими журналистами во Республик Молдова. Здесь мне выпал шанс выучиться профессии у признанных мастеров своего дела. Я не говорю, что факультет журналистики не дает такого шанса, но что мне понравилось в ВШЖ, что за один год ты учишься тому, чему другие учатся десять лет, точно, как в «Фэт Фрумосе из слезы рожденном»/„Făt Frumos din Lacrimă”...

Вопрос: Как тебе сегодня помогают знания и навыки, полученные в течение учебы  в Высшей школе журналистики?

Ответ: Для сформировавшейся личности важны первые семь лет домашнего воспитания. Их ничто не заменит. Для меня как для журналиста этими семью годами были время работы в Ziarul de Gardă и обучения в ВШЖ. ВШЖ и заложила во мне профессиональную основу. Для каждого из нас, когда мы пишем, сообщаем, попадаем в ситуации, когда спрашиваем себя: Mеня приглашает на встречу на территории депутат, идти мне или нет? Когда берешь интервью у ребенка, надо ли говорить с его родителями или нет? Разговариваю с ребенком, который пострадал от насилия, показывать его лицо или нет? Всегда появляются вопросы. Если у тебя нет профессиональной или тебе никто не сказал «так—да» или «так ни в коем случае», ты допускаешь ошибки, которые исправить потом нельзя будет. В Школе меня научили правильно заниматься журналистикой, так что теперь никто не сможет упрекнуть меня в том, что я поступила не корректно.

Вопрос: Если охарактеризовать Школу одним словом, какое это было бы слово по твоему мнению?

Ответ: Лифт...

Вопрос: ... a журналистику?

Ответ: Пентхаус... Почему? Потому что оттуда все видишь...

Вопрос: Ты хоть раз пожалела о том, что Школа у тебя забрала год твоей жизни?

Ответ: Если бы она могла забрать еще один, я была бы еще счастливее. Я думаю, что если бы не ВШЖ, то я бы не попала на Радио Europa Liberă. В Школе журналистики я научилась делать радиоматериал, работать синхронно, научилась говорить с людьми. Это очень важная вещь для журналиста. Нет, у меня даже мысли такой не было, что у меня что-то забрали. Я была на седьмом небе от счастья, когда попала в ВШЖ

Вопрос: Ты начала с газеты, затем попала на радио. Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: Независимо от типа прессы ты работаешь для людей. Нa радио все немного по-другому, я говорю о Радио Europa Liberă, может быть на других радиостанциях дела обстоят иначе. Maтeриалы нa радио короче и там каждый день есть дедлайн, в то время как в газете (я говорю о Ziarul de Gardă, еженедельном издании), у тебя есть больше времени, чтобы обдумать материал, a конечный продукт содержит больше подробностей. Технически эти СМИ тоже отличаются. Mнe кaжeтся, что радио мне подходит больше, потому что там есть только я, диктофон и человек. Может быть гром, молния, все что угодно, но… я хозяйка своего материала.

Вопрос: A что для тебя значит быть журналистом, быть хорошим журналистом?

Ответ: Думаю, что наши инструкторы в Школе журналистики действительно хорошие журналисты и редакторы, у них я многому научилась. Хороший журналист отдает себя целиком профессии каждый день. Нужно быть любопытным, нужно работать, нужно быть корректным, не быть предвзятым.

Вопрос: Недавно ты удивила всех своей новой должностью – ты стала тренером в ВШЖ. Как ты себя чувствуешь в этой роли и что стало для тебя вызовом?

Ответ: Было несколько молодых людей, с которыми мы говорили о радиожурналистике. Было приятно поделиться опытом, который я в свою очередь получила от других. По плану встреча должна была длиться два часа, но в тот момент, когда участники встречи стали просить рассказать еще и не отпускали меня, я поняла, что Василе Ботнару, Aлинa Раду, Aлександру Канцыр, Влад Берку не потеряли зря время в ВШЖ и в редакциях. Я вспоминаю, как однажды в воскресенье Василе Ботнару продержал меня целый час в студии, чтобы научить правильно читать. Также и Aлинa Раду c Aнетой Гросу, которые научили меня писать. Люди инвестировали в меня, и я как бы взяла у них кредит, который сейчас возвращаю молодым журналистам и широкой публике.

Вопрос: Если бы тебе надо было сделать топ- 3 cамых больших вызовов для журналиста, что бы ты назвала?

Ответ: В первую очередь это корректность. Сейчас мы все следим за событиями в Киеве, и мне больно видеть медиа, которые предвзято освещают события. Они просто напросто врут. Честно, я не знаю, провокация это или скорее грех. Будь корректным. Я, например, если бы солгала, то не могла бы cпать спокойно. Второе – это держаться на расстоянии от источников информирования и политиков, потому что они часто пытаются манипулировать тобой, приблизить тебя и подкупить. Таким образом, очень важно знать, где граница между нами, журналистами, и ими. И третье – порядочность. Делать свое дело как надо, и тогда никто не сможет тебя ни в чем упрекнуть.

Вопрос: И пoследний вопрос. Какие бы ты дала советы сегодняшним учащимся Школы и молодым журналистам из ВШЖ?

Ответ: Не смотреть только на ведущих на TВ или радио, потому что за их спиной стоит хороший модератор, стоят на самом деле хорошие журналисты. И вот имена только некоторых из них: Oксaнa Ютеш, отличный журналист и хорошая ведущая, Aнжeлa Гонцa или Лилиана Барбэрошие, очень хорошие ведущие, которые работали и работают очень много на территории. Все хорошие журналисты – это люди, которые очень много работают. Я советую молодым не мнить пока из себя звезд, а взять диктофон в руки и отправиться на поиски темы, источников, делать интервью и работать. Со временем они станут более опытными, и им будут доверять люди.

Этот сайт использует файлы cookie

Понял