”ВШЖ научила меня делать свое дело хорошо. Сейчас всегда, когда пишу материал, думаю: „А что бы сказали инструкторы Школы насчет той или иной статьи?”

Интервью с Анастасией Нани, репортером Adevărul, Moldova:

Вопрос: Уверен, что у каждого студента есть своя история о том, как он попал в Высшую школу журналистики (ВШЖ). Какая у тебя история?

Ответ: Это был скорее совет хорошего друга, студента первого выпуска. Он так хвалил школу, что я посчитала огромной ошибкой не попробовать. Как раз в том году, 2008-м, я закончила факультет журналистики и наук о массовых коммуникациях. Лично для меня факультет означал очень много теории и слишком мало практики. Но журналистике все-таки учишься больше практически и в редакции, чем с книжек. Так что мои ожидания относительно ВШЖ оправдались. За несколько месяцев так набегалась, как, наверное, за все 4 года на факультете не успела.     

Вопрос: Перед тем как поступить в ВШЖ, ты уже занималась журналистикой, и довольно успешно. Что побудило тебя подать документы в ВШЖ, ведь ты была уже сформировавшимся журналистом? И что нового, в свою очередь, тебе дала Школа в плане знаний, навыков и... жизни?

Ответ: Параллельно с учебой на факультете я работала репортером в Ziarul de Gardă. Не будет преувеличением, если я скажу, что газета стала моей первой школой журналистики. Сегодня, просматривая подшивку за прошлые года, я отдаю себе отчет в том, что Алина Раду и Aнета Гросу были очень терпеливы ко мне в тот период. В ВШЖ, однако, я получила возможность изучить теле- и радиожурналистику, онлайн-СМИ – очень важную область, которая в 2008-2009 не была так сильно развита, как сейчас.

Вопрос: Ты хоть раз сожалела о том, что Школа «отняла» у тебя год жизни?

Ответ: Какие могут быть сожаления, когда такие известные люди уделяют тебе столько внимания и учат тебе таким полезным вещам? Многие иностранные и местные тренеры стали для меня и для большинства моих коллег настоящим идеалом и образцом для подражания. Вот только несколько имен – Aлинa Рaду, Василe Ботнару, Виталиe Дoгару, Коен Герц и др.

Вопрос: На нашем факультете журналистики в обучении упор делается на теории, в Высшей школе журналистики больше практики. Какой ты видишь журналистику и журналистский труд?

Ответ: Журналистика это больше практика, чем теория! К сожалению, на нашем факультете была только старое оборудование, а лекции по дизайну проводились на доске. Вдобавок, очень большой акцент ставился на теории. Не зря нам говорили и в шутку, и в серьез: “Когда ты приходишь в газету, ты должен забыть все, чему тебя учили на факультете”. Может, поэтому многие студенты, закончив журналистику, до сих пор не знают, как правильно написать новость. По крайней мере, так было 5 лет назад. Сейчас я по пальцам могу пересчитать тех, кто работает в газете, TВ или рaдиo. Меня спасло то, что я сразу же после 1 курса пошла в Ziarul de Gardă и, набравшись храбрости, сказала: “Хочу писать!”

Вопрос: Как тебе помогают сегодня полученные знания и навыки в Высшей школе журналистики?

Ответ: Во-первых, они помогают мне хорошо делать свое дело и получать от этого удовольствие. Часто, уже после окончания Школы, собирая информацию и или работая над материалом, я задаюсь вопросом: „Что сказал бы инструкторы ВШЖ насчет этой статьи? До конца раскрыла я тему, все ли их советы учла?” Не отрицаю, и сейчас иногда я так думаю. Я постаралась взять по максимуму все, что давали нам преподаватели. Так что спустя почти 4 года после окончания учебы хочу думать, что я делаю свою работу так же качественно, как и они.

Вопрос: Из всех жанров журналистики ты выбрала расследование. Как делается журналистика расследования в Республике Молдова?

Ответ: Если бы я постучалась в двери ProTV, то я бы занялась телевидением, но так как я пошла в газету Ziarul de Gardă, мне пришлось учиться охранять мешок с публичными деньгами и писать о том, как нарушают наши с вами права. Заниматься журналистским расследованием в Молдове нелегко еще и потому, что большинство учреждений разделены по политическим критериям, и зачастую если что-то и выходит на поверхность, то только в том случае, если лидеры правящих партий не успели что-то разделить. Возьмем, к примеру, охоту в заповеднике Pădurea Domnească. Это пример того, что у нас не так много репортеров, специализирующихся в этой области. В итоге гораздо легче заполнить сайт копи-пастом, чем заниматься качественной журналистикой.

Вопрос: В профессии журналиста очень важен угол зрения, под  которым ты подаешь материал. Ты всегда стараешься делать что-то новое, чего не встретишь в других случаях, у других журналистов. Как тебе удается находить новинки для своих статей?

Ответ: На одном тренинге Reuters, мне рассказали о клише и о том, в каких случаях можно утратить доверие читателя. Я настолько боялась этих клише, что всегда говорила об этом своим коллегам. Это трудное занятие - писать о событиях 7 aпреля 2009 г. спустя 5 лет. И еще труднее рассказать что-то новое о взрыве в Чернобыле, который произошел 28 лет назад.

Вопрос: Насколько критичным, а скорее самокритичным, должен быть журналист. И какие качества важны в первую очередь?

Ответ: Корректность в отношении источника информации, aккуратность, скорость написания и сбора информации. Кроме этого нельзя обойтись и без самокритики, она поможет вам стать лучше.

Вопрос: В определенный момент ты пыталась заигрывать с телевидением, но все-таки вернулась в газету. В чем причина этого „преждевременного развода”?

Ответ: Teлевидение – привлекательная вещь, привлекательность возрастает, когда видишь себя на экране. Но для меня этого было мало. Что мне нравится в печатной прессе, это то, что здесь нужно больше анализировать. Если бы в Молдове была передача формата „România, te iubesc”, кaк на Pro TV, возможно, многие журналисты, влюбленные в печатные СМИ, попробовали бы себя и на TВ. 

Вопрос: На твой взгляд, какие самые серьезные вызовы подстерегают журналиста?

Ответ: В журналистике каждый день – это вызов. Вызов – найти хорошую тему и хорошо ее раскрыть; быть корректным по отношению к источникам информации и по отношению к читателям, угадать момент, когда нужно включить автоцензуру и когда «биться» с шефом за угол подачи темы. Также очень важно не попасть в лапы манипуляторов. Но и самому никем и ничем не манипулировать. Иначе рискуешь быть наказанным.

Вопрос: Ты никогда не чувствовала себя в опасности (ведь было много случаев атак на журналистов и угроз в их адрес), ведь работа в газете, а особенно журналистика расследования подвергает тебя ежедневной опасности – ты же ищешь, копаешь, не оставляешь в покое тех, у кого «рыльце в пуху»?

Ответ: Конечно, мы подвергаемся риску... Журналистам угрожают каждый день, иногда их вызывают в суд, где с них пытаются взыскать огромные суммы. Были и у меня, как и у моих коллег, разные случаи. Например, один судебный процесс с 4 полицейскими. Этот процесс я выиграла. Не могу не вспомнить апрель 2009 –го, когда многие журналисты чувствовали себя в опасности. Как сейчас помню 8 апреля 2009. Я была в редакции Ziarul de Gardă, готовили номер к печати. Aлинa Рaду заметила из окна, как очень много молодых людей в наручниках заталкивали в фургоны. Это происходило вблизи Национального Дворца. Я вместе с Николаем Кушкевичем, Taтьяной Eцкo и Aлиной Раду спустились посмотреть, что случилось. Думаю, в тот момент мы были в шаге от того, что нас заберут.

Вопрос: У тебя была когда мысль отказаться от журналистики и заняться чем-то другим?

Ответ: Естественно, были такие мысли. У нас полно медийных учреждений, но какие из них дают тебе возможность свободно и честно заниматься профессией? Я думаю, только те, которые не принадлежат ни к какой партии, но таких СМИ можно пересчитать по пальцам. В одно время я хотела перейти на ту сторону баррикады - в „общение”. Может, в один прекрасный день попробую это сделать.

Вопрос: У тебе есть еще одна работа – ты мама, молодая мама... Возможно совмещать журналистику, особенно расследовательскую, с личной жизнью, семьей, детьми?

Ответ: Я буду искренней. Пока мне очень трудно быть и родителем, и журналистом. Пробую писать, но не так много. В промежутке между сменой памперсов и чтением стишков пытаюсь писать какой-то материал.

Вопрос: И последний вопрос. Какой бы ты дала совет нынешним и будущим студентам Высшей школы журналистики?

Ответ: У нас много редакций и много журналистов. Но все-таки толковых репортеров не хватает. Так что оправляйтесь в редакции и набирайтесь опыта от хороших людей.

источник фото: Constantin Grigoriţă; Adevărul.

Этот сайт использует файлы cookie

Понял